ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕГО КЛИМЕНТА, МИТРОПОЛИТА КАЛУЖСКОГО И БОРОВСКОГО
освященному клиру, честному иночеству и боголюбивой пастве – всем верным чадам Калужской епархии Русской Православной Церкви
Радость Господня, сия есть сила наша.
(Неем. 8, 10.)
Возлюбленные о Господе пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Поздравляю вас с Пасхой Христовой — самым удивительным праздником, благовествующим, что Бог возлюбил нас даже до смерти Своей, и эта Его любовь дает нам утерянную Адамом «жизнь вечную» (Ин. 3,16).
Любовь Христова избавила нас от вечной смерти, и мы неустанно повторяем об этом вместе со Святой Церковью: «Смертию смерть поправ»! — Кажется, эти слова в корне противоречат человеческому опыту, видящему в смерти только уничтожение человеческого бытия. Однако Священное Писание открывает, что телесная смерть — это следствие омертвения души. Адам умер духовно, как только нарушил единственную Божию заповедь, а его телесная смерть наступила спустя 930 лет (Быт. 5, 5).
Бог не создал смерти, ибо Сам Он есть Жизнь, и все творение наделено Им жизнью. Но первый человек отверг дар вечной жизни в единстве с Богом. Причиной духовной смерти Адама стало его самовластное удаление от Творца, стремление самостоятельно без трудов духовного возрастания обрести предназначенное ему богоподобие, которое мог дать только Его Творец. С тех пор во всех потомках Адама действует сила смерти — самость, которую ни один человек не в силах преодолеть без помощи Божией.
Человеческая самость побеждается любовью Богочеловека Христа, как пояснял русский философ и богослов протоирей Сергий Булгаков. Из любви к человеку бессмертный, безначальный, вечный, единосущный Отцу Сын Божий принял смертную человеческую плоть, жил среди людей и претерпел вольную смерть, чтобы вновь даровать жизнь всем людям. «Подобно тому, как лукавый, чрез едину свою смерть по духу, произвел для нас сугубую смерть [души и тела], — говорит святитель Григорий Палама, — так Благий [Бог], …чрез единое воскресение Своего Тела, даровал нам сугубое воскресение».
Богочеловек уничтожил силу смерти, проявив к людям любовь, прежде неведомую не только всей вселенной, но и незримому ангельскому миру. Любовь Христова чужда всякой самости и потому сильнее смерти. Она дает новую жизнь человеку — оживляет его душу и тело для вечной жизни с Богом. «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10, 10), — говорит Христос. Вкушение этой Жизни совершается в таинстве Евхаристии, поэтому Пасха — это радость евхаристическая, это пир Агнца. Об этом и Церковь поет сегодня: «О, пасха велия и священнейшая Христе!.. подавай нам истее Тебе причащатися».
Пасха — особая мистическая радость, Святым Духом подаваемая всем, кто открыт ей, для уверения и достойного поклонения воскресшему Господу: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу».
Чем мы можем ответить Господу на эту радость? Разве что всецелым следованием Его призыву любить Бога и весь созданный Им мир, особенно каждого живущего в нем человека, так же сильно и самоотверженно, как любит их Творец. Пример такой жертвенной любви дают нам святые. Постараемся подобно им идти путем жизни, отвергая мертвящую самость, да и мы обретем пасхальную радость вечного бытия с Богом в уготованном для нас Его Царстве. Сегодня перед нами широко открыты его двери, потрудимся войти, понесем со тщанием легкое и благое иго Христовых заповедей.
Радость воскресения Спасителя изливается на всех без исключения людей. Принять этот дар мешают лишь маловерие и всецелое погружение в быт, страх заглянуть в вечность, за пределы физической смерти. Пока мы находимся в плену постоянно нагнетаемых опасений (войн, катаклизмов, болезней), пока самозабвенно устраиваем свое пребывание на земле и чаем его недолговечных благ, проходит наша жизнь, данная нам, чтобы успеть «облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4, 24). Воспрянем же от духовного сна. Встретим благодатный день Пасхи Христовой, когда даже малая радость, по слову Московского святителя Филарета, оказывает спасительное действие на душу человека. Щедрая благодать этого дня покрывает всех, не отчуждая даже пришедших в самый последний час (см. Мф. 20, 1—9).
Радость о воскресении Господа нашего Иисуса Христа да сделает всех причастными спасительной и живоносной силы Его воскресения. Радуйтесь! Ибо во Христе мы становимся новым творением (см. 2 Кор. 5, 17), не подвластным греху и смерти, но свободным творить добро и правду Божию. Будем хранить нашу православную веру, станем живым свидетельством пасхальной победности, будем всей жизнью без остатка свидетельствовать:
Воистину воскрес Христос!
Смиренный
Митрополит Калужский и Боровский
Пасха Христова,
18 апрела / 1 мая 2016 года
Смотрите, какую любовь дал нам Отец,
чтобы нам называться и быть детьми Божиими.
(1 Ин. 3:1)
Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Этими радостными и жизнеутверждающими словами сердечно приветствую всех вас, дорогие мои, и поздравляю с великим и
спасительным праздником Пасхи.
Праздником праздников и торжеством из торжеств именует Церковь сей святой день устами одного из вселенских учителей святителя Григория Богослова. И в этом заключается глубокий духовный смысл, ибо «настолько Пасха превосходит все торжества, не только человеческие и земные, но даже Христовы и для Христа совершаемые, насколько солнце превосходит звезды» (Слово 45. На Святую Пасху). В славном Воскресении Господа Иисуса, ставшем важнейшим событием в истории спасения человеческого рода, заключается самый смысл и глубинная суть нашей веры, сердцевина и мощная сила христианского послания миру. Вся наша проповедь в эти дни умещается всего в два слова. «Христос воскресе! — Сказав сие, что могу сказать более? Все сказано!» — восклицает святитель Филарет, митрополит Московский (Слово в день Святой Пасхи, 18 апреля 1826 года).
История человечества после грехопадения Адама — это история непрерывной борьбы добра со злом. Проявив непослушание Создателю, люди впустили в свою жизнь и в мир грех, а вместе с ним страдания и болезни, тление и смерть. Но, самое главное, грех разлучил людей с Богом, Который зла не сотворил и чужд всякой неправды. Ни один праведник не был способен преодолеть это трагическое разделение, эту огромную духовную пропасть, поскольку исключительно человеческими силами сделать это невозможно. И потому, как говорит святитель Григорий Богослов, «мы возымели нужду в Боге воплотившемся и умерщвленном, чтобы нам ожить» (Слово 45. На Святую Пасху).
Иными словами, Воскресение Христово стало тем прорывом в вечность, благодаря которому была преодолена человеческая ограниченность и утолена жажда единения с Богом. Пасха — это торжество безграничной любви Творца к людям, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»(Ин. 3:16).
Но что значит праздновать Пасху в мире, отягощенном болью и страданиями, изнемогающем от войн и конфликтов, полном ненависти и злобы? Что значит петь «смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав», когда смерть остается очевидным завершением земной жизни каждого из нас? Безусловно, Пасха не отменяет реального присутствия смерти во Вселенной, но теперь человеческая боль и трагедия земного бытия превозмогаются Воскресшим Господом Иисусом, даровавшим нам, его ученикам и последователям, необоримую надежду на обретение вечной жизни. Смерть отныне для нас, христиан, — более не разлука, но радостная встреча и чаемое воссоединение с Богом.
Христос, первенец из умерших (1 Кор. 15:20), показал нам единственно возможный путь преодоления греха и смерти. Это путь любви. И об этой любви мы призваны свидетельствовать всему миру. И свидетельствовать призваны в первую очередь примером собственной жизни, ибо по тому узнают все, что мы ученики Спасителя, если будем иметь любовь между собою (Ин. 13:35).
Любовь, которая, по слову апостола Павла, есть совокупность совершенств (Кол. 3:14), — это наивысшая и величайшая из христианских добродетелей. С переходом в вечность, когда мы сподобимся узреть Самого Господа, наша вера превратится в знание, а надежда на спасение по милости Божией достигнет осуществления. Однако же любовь никогда не перестанет (1 Кор. 13, 8) и никогда не изменится.
Как замечательно пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), совершенство христианства состоит в совершенной любви к ближнему (Аскетические опыты. О любви к ближнему). А что значит «совершенная любовь»? Это любовь, которая простирается до любви к незнакомым людям, к недоброжелателям и даже к врагам. Это любовь жертвенная, которая превосходит всякое человеческое разумение, поскольку не укладывается в рамки обыденной житейской логики. Стяжать ее можно через духовный подвиг, привлекающий благодать Божию, которая и дарует нам возможность отвечать любовью на ненависть и добром на зло.
Именно такую любовь явил к нам Христос, ради нашего спасения претерпевший страшные унижения, крестные страдания и мучительную смерть. Его всепобеждающей и все наполняющей любовью был до основания сокрушен ад, а для всего человечества открыты, наконец, врата рая. В любых обстоятельствах жизни мы призваны помнить о том, что на самом деле силы зла иллюзорны и не столь велики, ибо не могут сравниться с силами любви и добра, единый источник которых — Бог. Будем помнить и о том, что лучший ответ и действенное средство противления греху и неправде — наша искренняя и исходящая из глубины сердца молитва, и прежде всего — молитва соборная, возносимая в храме за богослужением, наипаче же — приобщение Телу и Крови Самого Спасителя в Таинстве Евхаристии.
Переживая ныне великую пасхальную радость и созерцая с благоговением и трепетом Восставшего от Гроба Христа Жизнодавца, поделимся же сей спасительной вестью с ближними и дальними, дабы и они узрели неизреченное сияние Божественной любви и вместе с нами благословили и прославили всечестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Превосходящий всякое разумение спасительный свет Воскресения Христова да озаряет неизменно наш жизненный путь, просвещая и утешая нас, делая причастниками и наследниками Небесного Царствия.
Радуйтесь, дорогие мои, ибо
ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС БОГ!
+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Пасха Христова, 2016 год
Настоятель Никитского храма совершил вечерню с выносом Плащаницы
29 апреля. В Великий Пяток Страстной седмицы в Никитском храме г. Калуги, настоятель храма – протоиерей Алексей Пелевин в сослужении иерея Алексея Дорохина, иерея Дмитрия Новикова, при дьяконах Вадиме Роговцеве и Дмитрии Маркове совершил вечерню с выносом Плащаницы.
Богослужебные песнопения исполнил хор Никитского храма под управление Мельниковой.
Богослужение этого дня посвящено воспоминанию Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа и Его положения во гроб. При пении тропаря «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое...», из алтаря на середину храма была перенесена Святая Плащаница.
Затем был прочитан канон малого повечерия «О распятии Господа и на плач Пресвятой Богородицы».
По завершении духовенство совершило поклонение перед Плащаницей.
http://www.nikita-hram.ru/index.php/novosti?start=2915#sigProGalleriaa78b077022
В Великую субботу протоиерей Алексей Пелевин совершил богослужение в Никитском храме г. Калуги
30 апреля. В Великую субботу в Никитском храме г. Калуги настоятель храма – протоиерей Алексей Пелевин совершил вечерню с чтением 15 паримий и Божественную литургию святителя Василия Великого.
Отцу Алексею сослужили иерей Дмитрий Новиков, при дьяконе Дмитрии Маркове.
Богослужебные песнопения исполнил хор Никитского храма.
За богослужением о. Алексей произнес молитву о мире на Украине и особую молитву о мире в Иерусалиме.
По заамвонной молитве настоятель совершил освящение хлеба и вина в центре храма.
Затем о. Алексей поздравил богомольцев с Великой субботой.
В течении всего дня настоятель и клирики Никитского храма совершали освящение куличей.
Настоятель Никитского храма совершил утреню с чином погребения в Никитском храме
29 апреля. В пятницу вечером, накануне Великой субботы в Никитском храме г. Калуги настоятель храма – протоиерей Алексей Пелевин совершил утреню с чином погребения.
Богослужебные песнопения исполнил хор Никитского храма.
После каждения всего храма под пение тропарей Великой субботы «Благообразный Иосиф» отец Алексей и духовенство храма прочитали статии с тропарями перед Святой Плащаницей, повествующими о таинстве погребения и славном Воскресения Спасителя.
После Великого славословия был совершен крестный ход с Плащаницей вокруг храма.
28 апреля. Страстная седмица. Великий Четверток.
Воспоминание Тайной Вечери.
Накануне вечером, в Никитском храме г. Калуги было совершено Уставное вечернее Богослужение , по окончании которого настоятель храма – протоиерей Алексей Пелевин, в сослужении всех клириков храма отслужил последнее Великим постом Таинство Соборования.
В Великий Четверг, в храме Рождества Пресвятой Богородицы /Никитском/ г. Калуги была совершена вечерня с Божественной Литургией святителя Василия Великого, которую совершил настоятель храма протоиерей Алексий Пелевин в сослужении клириков храма священника Димитрия Новикова, священника Алексея Дорохина при диаконе Димитрии Маркове и Вадиме Роговцеве. На сугубой ектенье возносились молитвы и прошения о мире и умирении вражды на Украине.
27 апреля. Страстная седмица. Великая Среда.
Накануне, во вторник вечером, в храме Рождества Богородицы /Никитском/ г. Калуги протоиерей Алексей Пелевин возглавил совершение Уставного Богослужения. На Великом повечерии о. Алексей прочелканон, а на утреней Евангельское чтение.
В сам день Великой Среды Страстной седмицы в Никитском храме было совершено последование часов с изобразительными и последняя в этом году Божественная Литургия Преждеосвященных Даров, которую совершил настоятель храма протоиерей Алексий Пелевин в сослужении клириков храма: священника Дмитрия Новикова, священника Алексея Дорохина, священника Максима Коновалова при диаконах Димитрии Маркове и Вадиме Роговцеве. После пения молитвы «Буди имя Господне», протоиерей Алексей послендий раз прочел молитву преподобного Ефрема Сирина.

Молодежное движение Никитского храма провело субботник в Усадьбе Авчурино.
23 апреля 2016 года Молодежное движение Никитского храма г. Калуги провело субботник в Усадьбе Авчурино, которая является памятником архитектуры федерального значения.
Немного из истории Усадьбы:
Усадьба Авчурино.
Старинное владение воевод Яковлевых. В конце XVII в. — вотчина стольника Ф.А. Хитрово с деревянной Никольской церковью С 1716 г. усадьба принадлежала генерал- прокурору Сената гр. П.И. Ягужинскому, с 1736 г. — мужу его дочери кн. С.В. Гагарину (впоследствии управляющему тульскими имениями Богородицк и Бобрики сына Екатерины II и гр. Г.Г. Орлова гр. А.Г. Бобринского) и до 1792 г. его наследникам; далее до 1818 г. — статскому советнику Д.М.
24 апреля.
Неделя 6-я ваий (цветоносная, Вербное воскресенье).
Накануне вечером в храме Рождества Богородицы /Никитском/ г. Калуги было совершено торжественное Всенощное бдение с литией, которое возглавил настоятель Никитского храма – протоиерей Алексей Пелевин, в сослужении иерея Дмитрия Новикова, при дьяконе Дмитрии Маркове.
На полиелее духовенство пропело величание праздника. После чтения Евангелия был совершен Чин освящения вербы.
В сам воскресный день по традиции были совершены две Божественные литургии. Раннюю совершил иерей Алексей Дорохин при дьяконе Вадиме Роговцеве. По окончании ранней Литургии было совершено славление праздника и чин освящения вербы.
23 апреля. Лазарева суббота.
Накануне уставное Вечернее Богослужение совершил иерей Дмитрий Новиков, при дьяконе Дмитрии Маркове. Во время вечернего богослужения проходила исповедь, которую принимал настоятель храма – протоиерей Алексей Пелевин.
В сам день, Божественную Литургию совершил иерей Дмитрий Новиков, при дьяконе Дмитрии Маркове. На сугубой Ектенье возносились прошения и молитвы о умирении вражды и мире на Украине.
По окончании Литургии настоятель храма - протоиерей Алексей Пелевин со всеми клириками храма совершил Таинство Соборования.
20 апреля в ДПЦ Никитского храма прошёл показ художественного фильма Е.Баранова "Иерей-сан. Исповедь
самурая".. Главный герой — Такуро Накамура, в крещении отец Николай — священник Японской Православной Церкви, в прошлом профессиональный спортсмен, а в настоящем — родной брат главы одного из влиятельных кланов якудза. Однажды он не смог пройти мимо насилия и защитил обычную девушку, вступив в схватку с людьми из враждебной брату группировки. Война кланов якудза неизбежна. Став заложником криминальных «разборок», священник подвергается смертельной опасности и его отправляют служить в российское село Глубокое, раздираемое внутренними конфликтами. Это место крайне интересно Андрею Нелюбину для земельных махинаций, и он готов пойти на все, чтобы жители покинули родные земли. Отец Николай объединяет сельчан вокруг полуразрушенной церкви. Восстанавливая храм, они возродили мир между собой и приняли вызов. Началась уже совсем другая война…








