vtem news stack

25 мая в храме в честь святителя Николая Чудотворца деревни Чижовка состоялся праздник, посвящённый завершению учебного года в воскресной школе

25 мая в храме в честь святителя Николая Чудотворца деревни Чижовка при храме Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г.Калуги состоялся праздник,…

Подробнее...

vtem news stack

В библиотеке Никитского храма г.Калуги открылась книжная выставка, посвященная Дню славянской письменности и культуры

24 мая 2025 года в библиотеке ДПИКЦ «Достояние» храма Рождества Пресвятой Богородицы (Никитского) г.Калуги открылась книжная выставка, посвященная Дню…

Подробнее...

vtem news stack

Поездка общины глухих и слабослышащих г.Калуги при Никитском храме в храм свт.Николая Чудотворца в глухих Полянах г.Тулы

24 мая в день памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла состоялась поездка общины глухих и слабослышащих г. Калуги при храме Рождества Пресвято…

Подробнее...

vtem news stack

Престольный праздник прошел в храме во имя Николая Чудотворца в дер. Чижовка

22 мая в храме в честь святителя Николая Чудотворца в деревне Чижовка при храме Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г.Калуги отмечали престольн…

Подробнее...

10 ноября. Празднование дня памяти святой великомученицы Параскевы, нареченной Пятницей.

10 ноября Православная Церковь молитвенно чтит память святой великомученицы Параскевы Пятницы.

09 ноября 2021 года, вечером в канун памятного дня, в Храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Никитском) г. Калуги настоятелем Храма - протоиереем Алексием Пелевиным в сослужении клирика Храма - иерея Максима Картуесова было совершено Полиелейное Вечернее Богослужение.

10 ноября 2021 года, в сам праздничный день, иерей Максим Картуесов совершил  Божественную Литургию святителя Иоанна Златоустого, по завершении которой перед иконой великомученицы Параскевы Пятницы было совершено Молебное пение: были пропеты тропарь, кондак и величание святой. Отец Максим также совершил Молебен перед пребывающими в Храме святынями - иконой и ковчегами с частицей мощей святителя Луки Крымского, великомученика Пантелеимона и преподобного Агапита Печерского, были вознесены молитвы этим святым.

***

ПАРАСКЕВА ПЯТНИЦА — БАБЬЯ СВЯТАЯ.

 

Почитание субботы на Руси было отличительной чертой древнерусской христианской традиции, пришедшей на Русь еще с апостолом Андреем и подавленной (но не уничтоженной) Софьей Палеолог и ее римским и греческим окружением. Таким образом, еще до Петра Первого, систематически уничтожавшего все русское на Руси, вплоть до своего сына, у него были «предтечи», устроившие на Руси кровавую инквизицию, которая убила первого коронованного на Руси государя Дмитрия Иоанновича и нанесла сокрушительный удар славянскому христианству. Тем не менее, даже после сожжения старо - русских субботников греческими инквизиторами, в народной памяти и в церковных обычаях суббота осталась жива как день покоя и отдыха. И одним из самых ярких свидетельств этому является обычай Параскевы Пятницы.

Слово «параскева» (греч. παρασκευη параскэуэ) означает «приготовление [к субботе]; подготовка». Таким образом, «Параскева Пятница» — это «подготовка к субботе; день шестой; полупраздничный день». В Евангелии от Иоанна 19.31 «Но так как тогда была пятница (параскева)…» В народе говорили: «Кто дело в пятницу начинает, у того оно будет пятиться». Пятница, другими словами, была не для того, чтобы начинать новые дела, но чтобы заканчивать дела старые в приготовлении к субботе. Почитание субботы как священного дня покоя в народной христианской традиции Древней Руси было таким значимым, что пятнице придавалась роль дня полу-священного — ведь с заходом солнца начинался субботний день, а к нему надо было успеть приготовиться: помыть дом и себя, приготовить еду, навести порядок, успокоиться.

В русской традиции образ пятницы как дня приготовления к субботе интересным образом ассоциировал с великомученицей, пользовавшейся любовью первых христиан на Руси — святой Параскевы, или просто Пятницы, которая стала духовной матерью православных верующих на многие века. К ее мощам приходили просить защиты и исцеления, а ее образ носили на оборотной стороне иконы с изображением Богородицы. На Руси ее знали под несколькими именами: Прасковья, Петка, Пана, Параша, а сербы дали ей имя Света Петка. Широкую известность получила резная икона Параскевы Пятницы из деревни Ильеши. Она почитается в Русской православной церкви чудотворной и находится в Троицком соборе Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Отец Параскевы был сенатор и оставил ей солидной состояние, на которое она открыла приют для бедных и странников, нуждавшихся в крове. Когда Диоклетиан учинил гонения на христиан, Параскева оказалась в числе арестованных. Палачу было приказано содрать всю одежду с юной девушки и стегать ее воловьими жилами, одновременно склоняя ее к принятию язычества. Но великомученица только молила Бога дать ей сил пережить все мучения. На Руси Пятница пользовалась особой любовью у православных женщин, которые почитали пятничный день, откладывая все свои дела и рукоделие. Ее икона была настолько популярна, что находилась в домах христиан наравне с иконой Николая Чудотворца и Божьей Матери.

Храмы во имя святой Параскевы издавна назывались Пятницами — и таких храмов до сих пор сохранилось множество. Но в десятки и сотни раз было больше небольших придорожных часовенок, путевых столбов, крестов, которые устанавливали — и до сих пор устанавливают — на распутьях и перекрестках дорог. Сами перекрестки тоже носили названия «пятниц». Они служили сразу нескольким целям:

(1) они напоминали путникам, что в субботу надо стараться быть в церкви и дома, а не в пути-дороге; (2) они были рекомендованным расстоянием субботнего пути (в субботу люди старались не идти, без нужды, далее окружавших их «пятниц»; (3) до «пятниц» провожали родных и знакомых, когда те уезжали из населенного пункта; (4) если вечер пятницы заставал путника в пути, то он мог смело остановиться в любом доме, который находился между двумя «пятницами» — часовенками или крестами, которые отмечали начало и конец населенного пункта. В повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка» между главными героями — Алексеем и Лизой, изображающей крестьянку, — происходит следующий диалог: «И ты не обманешь меня? Не обману. Побожись. Ну вот те святая пятница, приду.»

В традиционном сознании Параскева Пятница представлялась в образе красивой девушки или молодой высокой стройной женщины. Высоких женщин в народе так и называли — «долговязой пятницей». С наибольшим уважением к Параскеве Пятнице относились девушки и женщины, так как эта святая была покровительницей женщин и их занятий. Крестьянки повсеместно считали ее «бабьей святой» — своей заступницей, а праздники Параскевы Пятницы получили название «бабьих», или «женских».

Параскева-Пятница считалась «бабьей святой», покровительницей семьи и брака. Именно ей девушки задавали в своих молитвах вопрос, как выйти замуж, чтобы жить счастливо, и просили помочь этом деле: «Пятница-Прасковея, покажи мне жениха поскорее». В этот день девушки на Руси соревновались в своем рукоделии и в умении готовить пищу, ткать, вести хозяйство. Такая пословица как «Не красна изба углами (образами, иконами), а красна пирогами» в особенности обретала актуальность по пятницам.

Некоторые полагают, что почитание Параскевы соединилось с культом славянского божества Пятницы — покровительницы женщин и матерей. Это ошибочное мнение происходит из ошибочного представления о том, что христианство пришло на Русь только с греками, в 10-м веке. На самом же деле христианство пришло на Русь еще в первом веке, вместе с апостолом Андреем Первозванным. Все эти столетия христианства от нас теперь стараются скрыть, но уже не получается.

По материалам сайта www.bibleblog.ru.

Икона дня

Календарь

Меню

Архив новостей

Июнь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6

Cо стороны сквера Петра и Февронии имеется пандус.

 
При храме действует община глухих, духовником которой является Олег Плешаков, телефон: 8-915-895-88-72.
Если Вы испытываете сложности с передвижением или Вам необходимы особые условия помощь для посещения храма и приходских мероприятий, Вы можете попросить помощь и задать интересующие Вас вопросы по телефону: 75-18-21, 8-901-995-18-21 с 9 до 18.00 или по эл. почте: kaluga.nikita-hram@mail.ru
Также можно оставить заявку на посещение священнослужителя на дому для совершения Таинств Исповеди, Причастия, Соборования.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Пожертвовать

Сейчас 74 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте